8.12.2020
Изучаем знаки на упаковке
На упаковке любого товара всегда есть определенный набор знаков, который необходим для донесения потребителю информации о продукте. Эти маркировки используются для упрощения транспортировки, хранения и реализации продуктов. Покупателю они помогают узнать о качествах продукта, его производителе. Например, экологичная ли упаковка у товара и подлежит ли она переработке? Что в составе, есть ли ограничения? В этой статье мы рассказали о значках, которые есть на упаковках и о том, что они означают.
Для начала следует знать, что вся маркировка пищевой продукции регламентируется документом ТР ТС 022/2011 Технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» и делится на:

  • Обязательную
  • Необязательную

В обязательные сведения входит наименование продукции, состав, количество, дата изготовления и упаковывания, сроки годности и условия хранения, пищевая и энергетическая ценность, информация о производителе товара, а также рекомендации или ограничения по его использованию.

Состав любого продукта составляется по принципу убывания. На первом месте стоит ингредиент, которого больше всего.

Рекомендации или ограничения по использованию продукта могут относиться к возрастным ограничениям, наличию аллергенов в составе. Так на упаковке наших батончиков Фрутилад мы пишем о возможном попадании косточек или их осколков. Мы производим продукт из натурального сырья, и даже после повторной ручной и машинной переборки кураги (а это основа большей части наших батончиков) остается риск попадания косточек или их кусочков.

Интересно, что раньше, размер текста на упаковке никак не регламентировался. Он должен быть просто читаемым. Но с 2019 года большинство информации о продукте должно быть строго определенного размера, чтобы покупателю было легко читать.

Какие значки чаще всего встречаются на упаковке пищевых продуктов:
Итак, самый распространенный значок на всей пищевой продукции – бокал с вилкой. Это «…символ, обозначающий, что упаковка предназначена для контакта с пищевой продукцией…» (ТР ТС 005/2011).

Обязательной является пиктограмма о переработке упаковки – петля Мебиуса. Она не наносится только в случае, если упаковочный материал невозможно утилизировать.
Внутри данной пиктограммы иногда располагаются цифры, соответствующие материалу упаковки (01-09 – пластик, 20-23 бумага и картон, 40-41 металлы, 50-51 и 60-61 – древесина и др. органические материалы, 70-79 – различное стекло, 80-98 – композиционные материалы).

Благодаря этому значку вы можете узнать, можно ли сдать упаковку на переработку или нет. Многие сторонники экологии выбирают товары исходя из этой маркировки. Например, стараются не брать «тройку» или «семерку», поскольку она практически не подлежит дальнейшей переработке.
Знак «Выбросить в урну» указывает на то, что данный материал можно выбрасывать со всеми остальными продуктами. На батарейках, например, наоборот наносят знак перечеркнутой урны (он означает «отдельный сбор»).

Знак обращения EAC «Евразийское соответствие (Eurasian Conformity) ЕврАзЭС» наносится на продукцию для стран-участников Таможенного Союза. Он обозначает, что продукт безопасен и соответствует санитарно-гигиенических требованиям Технического регламента ТС.

Знак Ростест самый распространенный в нашей стране – это знак обязательной или добровольной сертификации. Есть ряд продуктов, для которых обязательно получение данного сертификата. Он указывает на то, что товар соответствует ГОСТам. Многие продукты не подлежат данной проверке, но производители проходят добровольную сертификацию и получают возможность размещения этого знака на упаковке своего товара.


Экологическая маркировка:

Помимо обязательного знака безопасности EAC, на некоторых товарах можно встретить значки, обозначающие экологичность, органичность. Вот некоторые из них:
1. Эколейбл Евросоюза - единая экомаркировка товаров. Присваивается продуктам и производителям, которые удовлетворяют требованиям экологических стандартов ЕС.

2. «Евролист» - знак соответствия органическим стандартам ЕС (organic). Продукту может быть присвоен сертификат «Евролист», если 95% его ингредиентов произведены по органическому стандарту и продукт не содержит запрещенных стандартом компонентов.

3. Знак «Зеленая точка» ставят на продукцию, производитель которой оплатил сбор на переработку и утилизацию в рамках «Дуальной системы» (DSD). Он актуален только на территории стран ЕС.

4. Знак «Экологически безопасный продукт». Российский «Знак качества XXI века» способствует формированию отечественного рынка натуральной и экологически безопасной продукции высшего качества, а также внедрению технологий для производства такой продукции.

5. Листок жизни. Отечественная добровольная сертификация. Означает, что производитель добровольно по собственной инициативе прошел процедуру экологической сертификации.

6. Органик/Organic. Маркировка разработана Национальным органическим союзом (НОС) и присваивается продуктам, прошедшим сертификацию по органическому стандарту НОС, который полностью совпадает с ГОСТом 57022-2016.

Все эти сертификации производитель проходит по собственной инициативе. Есть и другие знаки органик-маркировки. Они означают, что продукт является органическим, не содержит следов пестицидов, других ядохимикатов, синтетических ароматизаторов, красителей и др. веществ и произведен в соответствии со стандартами данной органической сертификации.

Помимо утвержденных маркировок и знаков, некоторые символы производители придумывают сами для быстрой коммуникации с покупателем и донесения важной информации о продукте. Такие значки помогают показать преимущества товара, чтобы покупателю не пришлось долго искать эту информацию на упаковке. Ими могут быть значки "vegan", "100% natural", "GMO free", "gluten free" и другие информационные иконки. Все они необязательные.

Если вы заботитесь о своем здоровье, рекомендуем читать составы и смотреть маркировку упаковок. Это поможет выбрать лучший продукт, узнать о том, как он был произведен. А если все же остаются вопросы, отдавайте предпочтение проверенным компаниям с хорошими отзывами и рейтингом.
Другие статьи: